В контексте президентской инициативы «Наша новая школа» одним из пяти приоритетов выделена работа с одаренными детьми. На наш взгляд, оптимальная модель системы работы с одаренными и талантливыми учащимися является многоуровневой структурой, позволяющей выявить, создать условия и обеспечить развитие учащихся, чей уровень развития потенциально близок к так называемым «одаренным». Общеобразовательное учреждение должно представлять собой основание этой системы, которое выполняет как селективную функцию к общему потоку обучающихся, так и функцию своеобразного инкубатора одаренных детей.
С 2007 года в МОУ Токаревской СОШ №2 действует программа «Воспитание творчески развитой социально ориентированной личности», частью которой стала подпрограмма «Будущее-это мы» по работе с одаренными и талантливыми детьми.
Цель подпрограммы: создание образовательного пространства для развития и реализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Направления подпрограммы:
1.Система подготовки к олимпиадам, конференциями и творческим конкурсам
2.Интеллектуальные игры
3.Семинары и тренинги для обучающихся, их родителей и учителей
1. Для вовлечения в конкурсное и олимпиадное движение большего количества обучающихся в учебный план для каждого класса включены курсы, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Каждый участник конкурса (или группа участников) работает при поддержке тьюторов.
В начале года проводятся школьные олимпиады (в т.ч. в начальной школе), по результатам которых формируются группы обучающихся по подготовке к олимпиадам по предметам и творческим конкурсам. Занятия в этих группах проводятся систематически, раз в неделю. Одно из обязательных требований к проведению групповых занятий (так же как и к курсам школьного компонента) – применение учителем нестандартных методов и форм работы (Приложение 5,6).
2. Интеллектуальные игры для обучающихся среднего и младшего звена организуют и проводят старшеклассники под руководством тьютора. Игры носят предметный и междпредметный характер и направлены не только на расширение кругозора обучающихся, которые принимают в них участие, но и на развитие ключевых компетентностей у старшеклассников (организаторов игр).
На основе объективного анализа проведенной работы обозначены три критерия развития компетентностей:
· продукт, который запланировал ученик в начале учебного года с помощью тьютора;
· уровень площадки представления продукта (школьный, районный, областной);
· роль, которую примеряет на себя ученик в процессе создания продукта.
3. Семинары и тренинги для обучающихся организуются под руководством тьюторов и психолога.
II. Для селекции одаренности большое значение представляет профильное образование (10-11 класс), которое формирует ключевые компетенции ученика на основе уже сформированного общего мировоззрения (1-9 класс). Именно такой механизм соединения базового и профильного образования, на наш взгляд, формирует не узко специализированного человека, а мобильного, легко адаптирующегося в сложной рыночной экономике. С 2009 года в школе открыт колледж-класс .
III. Традиционные предметные недели, Дни Искусства, дополнительное образование как место для реализации выявленных в учебном и воспитательном процессе способностей ученика:
·это доступная, открытая каждому обучающемуся стартовая площадка для предъявления результата деятельности в «области успеха»;
·это возможность обозначить индивидуальную траекторию развития ученика (рейтинг личного участия) и развитие классного коллектива (рейтинг коллективного участия);
· это площадка для выращивания особо талантливых обучающихся, способных предъявить результат на уровне школы, района, города и страны .
Поддержка талантливой молодежи
Система педагогической поддержки и сопровождение талантливых детей
Банк одаренных детей с 1 по 4 классы 2014-2015 учебный год
Информационная карта достижений одаренных детей с 1 по 4 классы
Отчет работы с одарёнными детьми за 2013-2014 учебный год